Пароходство без пароходов

Пароходство без пароходов

Фото: pasmi.ru, СеверПост

Основанное более 80 лет назад Мурманское морское пароходство, бывший флагман арктического судоходства — банкрот. У компании не осталось судов, а недвижимость в Мурманске, видимо, пойдёт с молотка. Руководители под следствием. Как можно было довести некогда процветающее крупное предприятие до ручки? Что за этой историей кроется — злой умысел, жадность, некомпетентность?

7 сентября Арбитражный суд объявил ММП банкротом. На это потребовались годы. Первый «звоночек» прозвучал весной 2015 года, когда компания, снабжавшая суда топливом, ООО «Комтрейд», обратилась в суд с заявлением о банкротстве пароходства. Тогда ММП срочно погасило свои долги перед поставщиком, и вопрос до поры был снят.

Потом пошла череда инцидентов с судами пароходства. За их снабжение и бункеровку компания не платила, и пароходы стали один за другим арестовывать в иностранных портах.

Так, судно Мурманского пароходства «Всеволод Белецкий» было арестовано в Индии в ноябре 2017 года из-за долгов за обслуживание. Российские моряки со стоящих в Индии и Китае сухогрузов ММП «Всеволод Белецкий» и «Пётр Великий» жаловались на нехватку еды и воды на борту.

Пароходство без пароходов

Балкер «Поморье» в мае 2018 года был арестован в порту Нового Орлеана (США) в связи с невыплатой компанией-судовладельцем имеющейся задолженности. Положение моряков осложнялось проблемами с визами, провиантом и топливом.

По факту невыплаты заработной платы сотрудникам ММП было возбуждено и расследуется уголовное дело. По данным Северо-Западного следственного управления СКР на транспорте, пароходство не выплатило сотрудникам 8,7 млн рублей зарплаты.

Вдобавок ко всему, один из моряков сменного экипажа, прибывшего на теплоход в октябре того же года, скоропостижно скончался на борту судна.

Создавалось впечатление, что Мурманское пароходство задолжало буквально всем. За долги постепенно был распродан флот.

Появились объявления о распродаже недвижимости предприятия. В частности, речь шла о пятиэтажном здании на улице Карла Либкнехта в Мурманске, а также о красивом особняке на улице Володарского с уникальным пароходским музеем.

Но облегчения состояния тонущего ММП не случилось. В 2019 году в Мурманский арбитрах поступает целая череда заявлений от кредиторов об объявлении пароходства банкротом — ООО «Обеспечение флота», АО «Центр судоремонта «Звездочка», ООО «Альянс Плюс».

И тяжеловесной вишенкой на этом торте — аналогичное заявление от Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Летом 2019 года в отношении гендиректора ММП Северо-Западное следственное управление на транспорте СК возбудило уголовное дело.

«Уголовное дело возбуждено в отношении генерального директора ПАО «Мурманское морское пароходство» по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.2 УК РФ — сокрытие имущества организации, за счёт которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, в особо крупном размере», — сообщили в следственном органе.

По данным следствия, в 2019 году генеральный директор ПАО «Мурманское морское пароходство» Алексей Глазунов направил деньги пароходства на общую сумму более 88 млн рублей на расчётные счета контрагентов, вместо того, чтобы заплатить налоги и сборы.

Вслед за гендиректором в сентябре того же года очередь дошла и до главного акционера и учредителя ПАО «ММП» Николая Куликова. На протяжении пяти лет он незаконно вывел из компании более 580 миллионов рублей, выяснили в УФСБ по Мурманской области. Учредителя задержали 18 сентября 2019 года. Впоследствии сумма ущерба значительно выросла.

При обысках у Куликова изъяли документы, связанные с деятельностью офшорных компаний, а также дорогие произведения искусства, в том числе, 11 картин Николая Рериха и картину Ивана Айвазовского.

«Денежные средства расходовались на личные цели, в том числе, на приобретение пакета акций самого ММП. Указанные действия привели к существенным негативным последствиям, в том числе, к формированию задолженности по заработной плате на сумму более 100 млн рублей и невыплате налогов на сумму более 88 млн рублей», — сообщили тогда в Следственном комитете России.

Николаю Куликову инкриминируется четыре эпизода злоупотреблений и мошенничества, общий ущерб по которым составил 1,2 млрд рублей.

Пароходство без пароходов

Ветерану ФСБ, ветерану труда, кандидату технических наук и доктору экономических наук вменили два эпизода растраты и два эпизода мошенничества.

Согласно материалам дела, Куликов, находясь под домашним арестом с сентября 2019 года, «организовал продажу принадлежащего ему объекта недвижимости за $4,2 млн, из которых 152 млн рублей переведены на счёт его жены, 17,6 млн рублей — на счет агента по реализации недвижимости и $970 тысяч — на счёт иностранной компании, зарегистрированной за пределами Российской Федерации».

В марте 2020 года Арбитражный суд Мурманской области ввёл процедуру наблюдения в отношении ММП по заявлению ООО «Урал логистика», которому пароходство задолжало чуть больше миллиона рублей.

И вот 7 октября суд поставил в этой истории долгожданную жирную точку, объявив легендарное пароходство банкротом. До 6 апреля 2021 года продлится этап конкурсного производства. А что будет дальше, те, кто пока работает в компании, не знают.

Источник